Семин и Луческу отвечают на вопросы – 29 Апреля 2009

Накануне полуфинала Кубка УЕФА наставники Динамо и Шахтера получили 22 одинаковых вопроса.

– Когда вы поняли, что будете тренером?

Юрий Семин: Для себя решение стать тренером принял как раз в тот момент, когда повесил бутсы на гвоздь. Играя в краснодарской Кубани, получил травму, тогда и решил закончить карьеру и переквалифицироваться в тренеры.

Мирча Луческу: В 23 года. Могу назвать даже точную дату – 15 января 1969 года. В тот день я с капитанской повязкой вывел сборную Румынии на поле Уэмбли на товарищеский матч против англичан. Игра завершилась вничью, а я после этого твердо решил, что моя жизнь – футбол. Тренерские навыки начал получать еще будучи футболистом – занимался с молодыми игроками в командах, где выступал.

– Что из того, что вы делали как игрок, не одобрили бы сейчас как тренер?

Семин: Основное – нужно очень быстро отойти от сознания футболиста к сознанию тренера. Вот и все. Забыть, что ты когда-то был футболистом. Даже не напоминать об этом никому. Семину-тренеру очень не понравилось бы то, как Семин-игрок уходил из московского Динамо в Кайрат (Алма-Ата).

Я принял тогда чересчур скоропалительное решение. В четвертьфинале Кубка кубков мы играли с Црвеной Звездой. Когда меня не поставили в состав, я пришел к Бескову и стал проситься об уходе, о чем жалею по сей день.

Луческу: Если бы я позволял себе что-то, что не устраивало тренеров, мне вряд ли удалось бы уже в 23 года стать капитаном сборной.

– Самый драматический матч в вашей тренерской карьере?

Семин: В четвертьфинале Кубка кубков-1997/98. Локомотив тогда дома играл с АЕКом (Греция) повторный матч. При ничейном счете 1:1 мы забили на последних минутах. Выиграли. И прошли в полуфинал.

Луческу: Первое, что приходит на ум, – игра с Севильей в 1/8 финала Кубка УЕФА два года назад. Это было очень сильное потрясение (Шахтер в дополнительное время проиграл – 2:3. – Авт.).

– Вы за метод кнута или пряника?

Семин: И того, и другого. Но, я думаю, кнут в сегодняшней жизни принесет меньше пользы, чем общее понимание ситуации, определенно демократии. Я за то, чтобы была дисциплина на футбольном поле. Но есть обязательная демократия. Это свободные люди, свободные футболисты, которые вправе принимать многие самостоятельные решения. Все должно быть разделено.

Луческу: Не считаю себя жестким тренером. Требовательным – да, ведь по-другому больших результатов не добиться. Но все свои требования стараюсь аргументировать. Поэтому за всю карьеру у меня не было ни одного серьезного конфликта с игроками.

– Используете ли мат в общении с футболистами?

Семин: Раньше проскальзывало. Но уже давно стараюсь этого не делать. Нельзя. Некорректно. Когда раньше и бывало такое, то я всегда извинялся.

Луческу: Стараюсь не позволять себе подобного, хотя я очень эмоциональный человек.

– Как снимаете стрессы?

Семин: Я могу посидеть с друзьями, бокал вина выпить. А иной раз и побыть дома, посмотреть телевизор. При этом телевизор – это просто фон.

Луческу: Когда был помоложе, постоянно находился в движении, не было времени расслабляться, а потому я почти и не выходил из стрессового состояния (смеется). С годами пришло понимание того, что футбол – всего лишь игра, и не стоит доводить себя до нервного срыва или сердечного приступа.

– От какой черты характера вам бы хотелось избавиться?

Семин: Ни от какой.

Луческу: Я чересчур сентиментален, а в футболе не место сантиментам.

– Есть ли человек, которому вы ни за что не пожали бы руки?

Семин: Этих людей не очень много. Но я их называть не буду. Речь идет о людях из футбола, так как в большей степени общаешься с людьми своей профессии. Но на своем веку встречал все же больше хороших людей.

Луческу: Таких людей нет. К кому-то я отношусь с симпатией, к кому-то – с антипатией. Но всех уважаю за их профессионализм.

– Какую команду в истории футбола вы считаете лучшей?

Семин: Сегодняшнюю Барселону.

Луческу: Реал, выигрывавший Кубок чемпионов пять сезонов кряду с 56-го по 60-й, с Ди Стефано, Пушкашем.

– Какого тренера?

Семин: Алекса Фергюсона.

Луческу: Ринус Михелс, создавший великий Аякс. Но не Михелс в других клубах.

– Какого игрока?

Семин: Льва Ивановича Яшина.

Луческу: Классных футболистов было много, по-настоящему фантастический – Ди Стефано.

– Лучший футболист, против которого вам приходилось играть?

Семин: Не как тренеру? Тут еще надо вспомнить. Вот самый великий игрок, с которым я в одной команде играл, это однозначно – Яшин. А вот против… Сложно сказать. В Динамо Киев (команда-обладательница Кубка кубков и Суперкубка-75 с Блохиным, Колотовым, Мунтяном, Решко и другими звездами. – Авт.), против которого мы играли, все игроки были великие.

Луческу: Конечно, Пеле. Я играл против него на ЧМ-1970, и после матча мы обменялись футболками. Она хранится у меня до сих пор.

– Лучший футболист, игравший под вашим руководством?

Семин: Лоськов. В Локомотиве он был связующим звеном между обороной и атакой, результативный футболист, с очень тонким пониманием игры. Таких созидателей тогда было мало.

Луческу: Роналдо, Баджо и Пирло. А предпочтение отдам последнему из них. Андреа в 16 лет делал первые шаги в большом футболе и впервые заявил о себе в Брешии, которую я тогда возглавлял.

– Ваш любимый напиток?

Семин: Вино. Красное.

Луческу: Я много лет работал в Италии, где полюбил вино. Предпочитаю белое вино из Фриоли и Вероны.

– Блюдо?

Семин: Нравятся в основном рыбные блюда. И, конечно, сало, на закуску. Что бы мог сам приготовить? Я себе вообще не готовлю, только омлет.

Луческу: У меня нет каких-то особых симпатий. Легко адаптируюсь в любой стране, к любому питанию.

– Книга?

Семин: С ходу любимую не назову. И вообще художественную литературу в последнее время редко читаю. Сейчас на досуге читаю книгу… о Семине “Народный тренер России”, которая недавно вышла.

Луческу: Очень нравятся мемуары (еще будучи игроком, Мирча написал книгу “Мираж газона”. – Авт.). Интересно узнавать, почему известные люди поступали так или иначе в различных ситуациях. Вы, наверное, не знаете Мирчу Элиаде? Величайший румынский историк религии. Читаю его произведения. А также мемуары Саркози, Обамы…

Какая у вас сейчас машина? Каким было наказание, если нарушали правила дорожного движения?

Семин: Машина у меня хорошая. Нарушаю так же, как и все. Иногда узнают и отпускают, иногда штрафуют. По-разному…

Луческу: Мерседес-600. В Турции и в Донецке чаще езжу с водителем. А до этого всегда сам. Мой водительский стаж – почти 40 лет. Конечно, были какие-то нарушения, но не особо серьезные. И самое главное – я никогда не попадал в аварии. В Румынии и Турции никогда не платил штрафы, там меня слишком любили. Здесь иногда останавливают, но потом говорят: “До свидания”.

– Какую черту или качество, тренерское или человеческое, вы бы хотели перенять у своего визави?

Семин: Сложно сказать. Я знаю Луческу только как успешного тренера. И больше ничего.

Луческу: То, как Динамо сейчас играет, – полностью заслуга Семина. Со стороны кажется, что это очень спокойный тренер, но так только кажется. Сразу видно – это очень сильный и уверенный в своих силах человек. Не сказал бы, что хотел бы у него что-то перенять, но особо отметил бы его максимализм и уверенность в том, что он добьется высоких результатов.

– Согласились бы вы тренировать Шахтер (Динамо) или даже не рассматривали бы эту возможность?

Семин: Нет смысла даже об этом говорить.

Луческу: В жизни все может случиться. Мы профессионалы, и просто должны хорошо делать свою работу там, где в данный момент находимся. Когда у тебя заканчивается срок работы в одном клубе, ты обязан сразу переключаться и думать о другой команде, с которой подписал контракт. Все, что было раньше, – забудь.

– Кто самый опасный игрок в составе Шахтера (Динамо)?

– Семин: Мы отдельно никого не боимся. Индивидуально игрока не выделяем в плане персональных против него заданий. Мы выделяем команду. А команда Шахтер – хорошая.

Луческу: Если я назову одного или двух игроков, это будет несправедливо по отношению к остальным. Динамо – очень хорошего уровня команда, с высококлассными гроками.

– Что бы вы пожелали сопернику перед полуфиналом Кубка УЕФА?

Семин: Прежде всего всем здоровья.

Луческу: Ну, удачи желать точно не буду (улыбается).

– Если проиграете в полуфинале, будете болеть за Шахтер (Динамо) в финале Кубка УЕФА?

Семин: Я это даже не предусматриваю. Я буду болеть за киевское Динамо.

Луческу: В моем лексиконе нет слова “если”.