В период российского межсезонья и возросшей активности наших клубов на европейском и латиноамериканском трансферных рынках с новой силой разгораются дискуссии – стоят ли легионеры затраченных на них денег или же лучше воспитывать свою талантливую молодежь? Особенно жаркими выдаются споры в стане болельщиков московского “Спартака”. Сторонники и противники приглашения дорогих иностранных футболистов находят множество примеров как удачных покупок, так и не очень. Sportbox.ru решил представить свою версию пяти лучших и пяти худших легионеров “Спартака” в его новейшей истории.
1. Неманья Видич
Лето 2004 года стало звездным часом для селекционеров “Спартака”. Очередной громкой покупкой стал капитан братской для красно-белой общественности “Црвены Звезды” Неманья Видич. Правда, ходили разговоры, что, если бы не хроническая травма спины, то никогда бы “Спартак” Видича не получил – все крупные европейские клубы не стали вступать в борьбу за серба из страха, что тот будет по пол сезона проводить в лазарете. Потом, правда, волшебная иглотерапия эскулапа “Спартака” Лю Хуншена помогла Видичу забыть, что такое больная спина, и Неманья своей уверенной и зрелой игрой тут же завоевал любовь красно-белой торсиды. Редко кому из легионеров удается стать героем фанатских песен, а у Видича это получилось: “Даже в защите сердце Старкова склонно ко всяким экспериментам – ставит Дедуру и даже Ковтуна, а лучше всех Неманья Видич!”.
И все же, думается, что, не уйди Видич по окончании сезона-2005 в “Манчестер Юнайтед”, вряд ли бы его недолгое пребывание в “Спартаке” ценилось болельщиками столь высоко. Место в стартовом составе “МЮ”, лестные отзывы Алекса Фергюсона, победа в чемпионате и Лиге чемпионов – и Видич становится настоящим предметом гордости для всех поклонников “Спартака”.
2. Луис Робсон
Луис Перейра да Силва Робсон – это имя болельщики запомнили сразу, еще до первого официального матча бразильца за “Спартак”. Тогда, в 1997 году, любой, даже самый заштатный игрок с американского континента вызывал интерес у российской публики, и Робсон не стал исключением. Нельзя, правда, сказать, что дебют у него получился очень удачным. Баннер “Робсон, убирайся из России” – эдакий привет от радикальной части поклонников красно-белых – стал лишним тому подтверждением. Тем не менее, Олег Романцев как следует “взялся” за улыбчивого легионера и сделал-таки из него бомбардира и любимца трибун. Год от года прибавляя в игровом мастерстве и вникая в глубины спартаковской игры, Максимка заставил болельщиков сменить гнев на милость и на рубеже веков стал одним из лучших нападающих всего российского чемпионата.
3. Стипе Плетикоса
Покупку Плетикосы в последний день трансферного окна в России встретили со смешанными чувствами. С одной стороны, ужесточение конкуренции это всегда хорошо, но с другой – при необходимости усиления во всех линиях кроме вратарской, покупка голкипера, который, к тому же, потерял место в составе донецкого “Шахтера”, не поддавалась, мягко говоря, логическому объяснению. Но вскоре скептики умолкли. Хорватский кипер вытеснил из основного состава, казалось бы, неприкасаемого Войцеха Ковалевски, а затем быстро стал своим и среди болельщиков. Будучи игроком “Спартака”, Плетикоса вернул себе место в воротах национальной сборной Хорватии, а когда та героически оставила англичан за бортом Евро-2008, все хорватское стало российскому болельщику еще ближе – в том числе и Стипе, которого фанаты стали называть на русский манер “Степой”. На сегодняшний день Плетикоса – чуть ли не единственный в команде, кого искушенная красно-белая торсида не критикует по итогам провального сезона 2008 года.
4. Жерри-Кристиан Тчуйсе
История камерунского защитника “Черноморца”, который, собственно, никогда и не собирался становиться футболистом, похожа на интересный фильм – Тчуйсе прошел путь настоящего киногероя.
Далекая и бедная Африка – родители на последние деньги снаряжают сына в далекую Россию “получать лучшее в мире образование”. Молодой человек приезжает в Краснодар, но в университет поступить не получилось. Тогда он, чтобы прокормить себя, играет за полулюбительскую команду “Нефтяник” и вскоре, благодаря своему таланту, попадает в сборную Краснодарского края. Там его замечают тренеры “Черноморца” Олег Долматов и Сергей Бутенко и приглашают в свою команду, где Тчуйсе с успехом заиграл и заставил говорить о себе футбольную Россию. Дальше, по всем законам жанра, случился драматичный эпизод: во время матча с лучшей командой страны Тчуйсе получает тяжелейшую травму – двойной перелом лодыжки и, казалось, сказке конец. Но нет, это было только начало – Тчуйсе чудом восстановился, снова стал играть, и… получил приглашение в “Спартак”! За красно-белых он играл два года, и за это время успел стать настоящим фаворитом Романцева, который, будучи главным тренером сборной, пробил Тчуйсе российское гражданство, но… за сборную России камерунец по неким причинам так и не сыграл, зато в памяти болельщиков остался надолго.
5. Войцех Ковалевски
Придя в команду в один из самых сложных периодов ее истории, Ковалевски сразу дал понять, что он – не очередная “чудо-покупка”. Доказывал это польский вратарь и на поле, и вне его. Для всех он стал просто Войцехом – для партнеров, для болельщиков, для журналистов. Его полюбили и за знание русского, и за откровенные интервью, и даже за суровую внешность. Войцех рос вместе с командой – когда та, наконец, вернулась на верхние места турнирной таблицы чемпионата России, самый русский поляк был, едва ли, не самой авторитетной личностью в команде, чье мнение и слово уважали даже ветераны, вроде Титова и Калиниченко. Да, концовка красно-белой истории вышла у Войцеха несколько смазанной, но это не мешает ему занять достойное место в числе пяти лучших легионеров “Спартака” – хотя многие, наверняка, назвали бы его и вовсе самым лучшим. Sportbox.ru